Электронные закупки в Казахстане это один из прибыльных каналов заработка и поиска новых клиентов. Но поставщики видят барьеры и боятся участвовать в электронных закупках, потому что недостаточно знаний как о тендерах в принципе, так и о технических нюансах порталов закупок. В статье разберем различные препятствия для поставщиков и предложим, как их преодолеть.
Нужна ЭЦП, нельзя просто зайти по электронной почте
Без электронной подписи работать не получится. ЭЦП на порталах нужна для безопасности и подтверждения личности, чтобы, например, мошенники, не могли участвовать в закупках, сбивать цены и срывать тендеры. Безопасность в электронных закупках — самое важное, безопасность нужна прежде всего самим участникам закупок. Для работы с ЭЦП в Казахстане используют приложение NCA Layer.
Что делать
Получить ЭЦП в НУЦ РК и установить на компьютер приложение NCA Layer.
Порталы закупок сложные для освоения
Да, на порталах закупок большой функционал. Разобраться во всем будет проще, если понимать основные механизмы тендеров: кто допускается к тендеру, как подавать заявки, какие бывают виды закупок и как заказчик выбирает поставщиков. Например, в запросах ценовых предложений выигрывает самая низкая цена, а если заказчик публикует маркетинговое исследование, то вообще не обязан проводить закупку.
В целом все принципы отношений «заказчик–исполнитель» вам знакомы. Заключаете договор, берете авансовый платеж, делаете работу, подписываете с двух сторон акт выполненных работ. Заказчик — такой же клиент, только на электронной платформе.
Что делать
- Откройте раздел с инструкциями. Обычно на порталах закупок есть база знаний с видео и инструкциями.
- Обращайтесь в техподдержку. Техподдержка отвечает на вопросы по функциональной части. Например, подскажет, как подать заявку или сформировать акт выполненных работ. Техподдержка на портале MITWORK бесплатная, принимает обращения в чате или по электронной почте.
Мало опыта в тендерах
Предприниматели, которые только начинают участвовать в тендерах, боятся ошибок. Людям бывает страшно, что из-за незнания сферы тендеров первое время может не получаться, а затраченные силы и заявки будут просто сгорать.
Что делать
- Начните с маленьких сумм для тренировки. Например, на Евразийском электронном портале есть бесплатный тариф. С бесплатным тарифом участвуют в закупках до 1 млн тг. Это значит, поставщик может подать сразу несколько заявок на несколько лотов, но каждый лот не более 1 млн тг.
- Просите разъяснять тендерную документацию. Пишите в комментариях к объявлению, что конкретно непонятно. Это законное право поставщика, и заказчик обязан вам ответить. Ответы заказчика публикуются в публичном поле.
Недостаток информации о тендерах
Многие поставщики не в курсе опубликованных тендеров и не знают, как находить подходящие объявления для своего рода деятельности. Некоторым поставщикам трудно одновременно мониторить площадки на регулярной основе и заниматься бизнесом.
Что делать
- Используйте агрегаторы закупок. Агрегаторы собирают новые объявления о закупках с разных порталов и публикуют на одной площадке.
- Подпишитесь на рассылку о новых лотах. На Евразийском электронном портале есть подписка на новые лоты из интересующей сферы деятельности. Рассылка приходит на электронную почту.
- Наймите специалиста по тендерам. Это человек, который будет мониторить тендеры на разных платформах, подавать документы и контактировать с заказчиками.
Не всегда получается соответствовать техспецификации
Иногда поставщику не хватает техники или производственных мощностей для выполнения работ. Тогда компания не может участвовать в тендере и конкурировать с другими поставщиками. Получается, что из-за несоответствия техспецификации поставщик не может подать заявку, хотя опыт подходящий есть.
Что делать
Объединиться в консорциум с другой компанией, чтобы участвовать в тендере. Например, у вас есть лицензия, но нет техники. Тогда вы можете объединиться с другой компанией, у которой есть необходимое количество техники, чтобы соответствовать требованиям заказчика.
Электронные закупки в Казахстане — это сложный, но перспективный инструмент для бизнеса. Решение описанных проблем требует времени и ресурсов, но результат того стоит. Используйте доступные инструменты, обучайте сотрудников и не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Это поможет не только участвовать в тендерах, но и выигрывать их.